Кафедра Уголовного Права!

Кафедра обеспечивает преподавание более 50 дисциплин.

Налог На Недвижимость Это Банальный Способ Пополнить Бюджет

Вопрос налога на недвижимость регулирует раздел ХІІ Налогового кодекса Украины («Налог на имущество»), в частности – статья 266. Налог на недвижимость – это один из видов налога на имущество, местный налог, начисление и уплата которого имеет характерные для местного налога черты. Не хочу цитировать Налоговый кодекс и повторять написанное на эту тему, обращаю внимание на такие нюансы:

1. налогоплательщики: юридические и физические лица – собственники недвижимости, в том числе частей недвижимости;

2. объекты налогообложения – жилая и нежилая недвижимость, в том числе ее части. Виды недвижимости перечислены в подпункте 14.1.129-1 статьи 14 «Определение понятий» Налогового кодекса: все, вплоть до туалета типа «сортир» (см. «другие строения»).

Базой налогообложения является площадь объектов недвижимости (см. пункт 266.3 статьи 266), исчисляемая на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, к которому контролирующие органы имеют доступ, и/или на основании оригиналов документов на право собственности, в том числе, определяющих размер частей каждого из совладельцев. Для юридических лиц подпункт 266.3.3 предусматривает самостоятельное определение размера площади, но в рамках размеров указанных в документах на право собственности.

При этом важно, что части одного объекта недвижимости, принадлежащие разным владельцам подлежат налогообложению как отдельные объекты. Этот нюанс выписан кодексом недостаточно четко, но из суммы норм подпунктов 266.1.1, 266.1.2 (кроме абзаца б)) пункта 266.1, подпунктов 266.2.1 пункта 266.2 и подпункта 266.3.1 пункта 266.3 статьи 266 следует, что база налогообложения у каждого владельца недвижимости будет рассчитываться в размере площади недвижимости, которой он владеет. Это важно для применения льгот, предусмотренных подпунктом 266.4.1 пункта 266.4 указанной статьи 266.

А вот если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, то применение льготы указанного подпункта 266.4.1 будет осложнено. Так, абзац б) подпункта 266.1.2 пункта 266.1 однозначно определяет налогоплательщиком одно лицо, а не всех совместных владельцев.

При этом текст пункта 266.4.1 говорит о применении льготы по отношению к площади недвижимости, которая находится в собственности физического лица–налогоплательщика. В случае абзаца б) подпункта 266.1.2 пункта 266.1 налогоплательщика назначают сами совладельцы, но он не является собственником всей площади недвижимости.

Очевидно, что упоминание в абзаце б) суда возникло неспроста. Особенно в контексте предполагаемой согласованности совладельцев в выборе налогоплательщика за их общее имущество. И особенно –дальнейших действий контролирующих органов, если совладельцы к согласию не придут.

Кроме того, дальше маячат вопросы наследования и т.д и т.п. Однако, хотелось бы, чтобы Государственная фискальная служба определилась в этих вопросах: несправедливым будет лишения таких совместных собственников льготы за подпунктом 266.4.1 пункта 266.4. Из наработанных налоговиками разъяснений пока ничего не ясно.

Нежилые помещения облагаются налогом в зависимости от площади, а по жилым помещениям для налогоплательщиков-физических лиц предусмотрено льготы – уменьшение базы налогообложение: из налогооблагаемой площади квартиры выключается 60 кв.м., а относительно домов — исключается 120 кв.м. Если лицо владеет одновременно и квартирой (квартирами) и домом (домами), то он имеет право уменьшать общую площадь такой своей недвижимости на 180 кв.м.

Поскольку это местный налог, то работает механизм предоставления льгот на уровне местных властей. А именно:

а) сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база. То есть, местные органы власти могут принять решение о уменьшении налогооблагаемой площади на площадь свыше, чем это предусмотрено подпунктом 266.4.1 пункта 266.4. Это льгота касается всех налогоплательщиков, владеющих недвижимостью в границах территории местного самоуправления, где принято такое решения о льготе;

б) органы местной власти могут принят решение о предоставлении индивидуальной льготы конкретному налогоплательщику, и не только применительно к жилой недвижимости. Льготы по налогу на недвижимость могут быть предоставлены собственникам объектов жилой и/или нежилой недвижимости, физическим лицам, исходя из их имущественного положения и уровня доходов. Но есть ограничения: льгота физическим лицам не предоставляется, если:

  • площадьобъекта (объектов) налогообложения превышает 5-кратный размер необлагаемой площади, утвержденной решением органов местного самоуправления (см. пункт а) выше);
  • объекты налогообложения используются их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).

Льгота может быть предоставлена и юридическим лицам, в том числе, религиозныморганизациям, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями).

Предполагается, что при принятии решения о предоставлении льгот депутаты местных советов будут брать во внимание и материальное положение физических лиц-владельцев недвижимости, и характеристику самого такого имущества.

Конечно-же, такие льготы будут влиять на наполняемость местного бюджета…

Подпункт 266.4.2 дает перечень недвижимости, которая не является объектом налогообложения. Исключение из круга налогооблагаемых объектов проведено на основании таких критериев:

  • имущество находится в собственности льготных категорий населения;
  • недвижимость с дефектами (ветхая, аварийная прочее);
  • объекты недвижимости используются в производственной деятельности.